Согласно последним исследованиям 43% родителей помогают детям с выполнением домашних заданий. И нет, здесь речь идет не о том, что надо купить картон, распечатать доклад или составить компания для прогулки в лес за шишками. Здесь помогают практически равняется делают. То есть эти родители очень включенные, заинтересованные. Они приходят домой, и у них фактически начинается вторая смена. Именно эти родители тяжело вздыхают: «Когда же уже каникулы!», изучая календарь и надеясь, что 5 сентября обязательно наступит 29 октября.
Понятно, когда ребенок только пошел в школу. Ему надо помочь организовать весь процесс. Малыш первоклассник чаще всего не справится сам с тем объемом нового и непонятно, что приходится проживать. Второкласснику тоже часто надо помочь включиться в образовательный процесс. Возможно, что первую неделю помощь может потребоваться и ученику 5, 6 или даже 7 класса. Но, уважаемые родители, вам после отпуска тоже директор все ваши задания и обязанности каждый день расписывает, а без его присутствия рядом вы ничего сделать не можете? Если вы отвечаете «нет», то почему тогда ваш ребенок, который уже перешел в 8, 9, 10 класс или даже без последнего года такой же работник, как вы, не может сам ничего?
Безусловно, бывают ситуации, когда включение родителей необходимо. Например, ребенок часто и долго болеет, не посещая школу. Или по предмету нет учителя, а отстать от реальности очень не хочется. Или ребенок уезжает на тренировки и сборы, учась урывками в свободное время. Но если он обычный ученик обычной школы с обычным расписанием, с учителем, который приходит в класс не как красное солнышко раз в месяц, в регулярно, то почему ваш ребенок не может учиться сам? Чаще всего ответ прост: он не умеет учиться. И виновата тут не школа. А именно включенные, избыточно помогающие родители.
С первого класса ребенку необходимо помочь с включением в процесс учебы, делегировать обязанности по учебе.
К окончанию первого месяца учебы в школе первоклассник должен сам собирать портфель. Именно он должен сложить все необходимое, включая форму на физкультуру. А когда портфель полностью собран, тогда родитель должен, потом может проверить, а ничего не забыто. Ах, надо же взять ручку синюю, ручку зеленую, шесть (!) цветных карандашей, простой карандаш, линейку, ластик, точилку, запасную синюю ручку. Боже, еще и в пенал все это сложить. А тетрадок! Вы знаете, сколько надо тетрадок? И по математике, и по русскому, и по чтению, и по окружающему миру. А еще бывает нужна тетрадка для правил, для творческих работ. Как все это запомнить! Чаще всего именно так и оправдываются родители, которые продолжают до конца второго, третьего, шестого класса собирать ученику портфель. Простите, но если у вас ментально сохранённый ребенок, то он вполне может проверить пенал, что все перечисленные ручки и карандаши лежат в ней. Может пересчитать тетради в портфеле. Хотите на самом деле помочь? Придумайте удобную вашему ребенку систему хранения тетрадей, например, тетради и учебник по одному предмету в одном блоке. И делегируйте ребенку данную обязанность.
Аналогично с заданиями. Не надо сидеть рядом с ребенком весь вечер, требуя, чтобы он выполнял задания, водить за него фактически рукой в тетради. Да, первый, ну, может быть, второй месяц это придется делать, чтобы ребенок «вошел в колею». А потом начинайте отпускать ситуацию.
Отпускать ситуацию и забить на проблему – это разные понятия. Отпустить, значит, что ребенок без вас выполняет домашнее задание, а вы потом проверите, что именно он сделал, заглянете в тетрадь, оцените его старание, прилежание, похвалите, пожурите или, может быть и так получится, заставите переделывать. Ребенок должен точно знать, что родители не устранились, что они рядом, что они знают, что происходят. Но они доверяют ему, потому что он взрослый и серьезный.
Вероятно, что ребенок придет к вам с тем, что не понял задание, что не знает, как решить, какую букву вставить и так далее. Не спешите давать готовое решение. Да, вы устали. Но вы же хотите помочь ребенку, а не создать себе проблем в будущем. Если малыш понимает, что стоит прийти с потерянным видом к маме, и мама тут же все решит, а ему останется только записать, то очень быстро он примет на вооружение этот способ избежать самому работать. Вы так и будете до окончания школы решать за него. А классе в 5, 6, 7 или еще позже вы же будете возмущаться, что учителя не научили. Учеба – это обязательно самостоятельное повторение материала, самостоятельное применение и закрепление навыков. О каком самостоятельном закреплении навыков может идти речь, если мама решает за сына задачки по математике, а ребенок честно все переписывает в тетрадь, не понимая, что именно он переписал. Поверьте, слова «я ему все объяснила» - это пустой звук. В школе учитель тоже все объяснила. Он не понял в школе. Не будет даже стараться понять вас. А зачем? Домашка же уже сделана. Хотите помочь, заставьте его сделать самого, подталкивая к решению наводящими вопросами. Ни в коем случае не выдавайте готовых решений.
К третьему классу ребенок должен полностью выполнять домашнее задание сам. Опять-таки, если в школе есть учитель, ребенок здоров и посещает школу. Но ребенок должен приходить к вам, если оказывается, что ему непонятен материал. Он должен похвалиться написанным им сочинением. Он должен продекларировать стихи. А вы поддержать и похвалить его.
Необходимо к середине обучения в начальной школе сформировать у ребенка ответственность за выполнение домашнего задания. Необходимо, чтобы ребенок делал его сам, без напоминаний, без помощи и подсказки. Это позволит не только освободить вечера для чего-то более интересно (предложите ребенку вместе посетить вечером бассейн или провести за приготовлением вкусного печения или пройдите настольную игру). Покажите ребенку, что вечер может быть очень интересным, что не надо его грузить уроками и заданиями, которые он вполне может сделать самостоятельно. Конечно, всегда останется какой-то момент, когда «лень напала», по-настоящему забыл, не сумел выполнить, но это должно быть исключительной ситуацией. Отпускайте ребенка потихоньку. Тогда к подростковому возрасту, к средней школе у вас сохранятся дружеские отношения, а учеба будет именно учебой без нервов родителей и стонов, что «опять не каникулы».
Материал подготовила Екатерина Гаврилина
Изображение сгенерировано нейросетью
Как выбрать полезную видеоигру для ребенка
Что советуют нейрохирурги для развития мозга ребенка
Развод … Кто виноват и что делать
Ремонтируем модные вещи - приобщаемся к устойчивой моде
Почему мы хотим покупать новые вещи?
О важности разумного потребления
Несколько шагов к устойчивому будущему
Как вредят окружающей среде вещи,которые вы используете каждый день