- Вы знаете, он же знает все буквы. И мы даже учимся читать. Прочитай, дорогой, - с гордостью заявляет мама.
И малыш завтрашний школьник с усердием произносит: "эм", "а", "ша", "а".
Безусловно, он молодец, он знает буквы, опознает их в тексте, умеет назвать. Вот только чтением это не назовешь. Вернее, можно назвать буквенным чтением. К сожалению, буквенное чтение неправильно и даже вредно для ребенка. Оно не позволяет ребенку понять, что именно он прочил, требует дополнительного времени на переработку букв и слияние их в слоги. Чаще всего ребенка теперь приходится запоминать, что «эм» и «а» - это слог «ма». И логично, что у него возникает вопрос: почему не «эма»? куда пропал звук «э»? И даже если ребенок не может сформулировать свои вопросы, это не означает, что он не чувствует их. Возникает внутреннее беспокойство, которое превращает чтение в наказание для ребенка, вызывающее внутренний протест и непонимание.
- Так что же теперь? Вообще ребенка не учить? – удивляются родители.
Конечно, нет. Обязательно учить. И не надеяться, что школа, детский сад или дед Мороз всему обучат ребенка. Не вздыхать, что «а вот мы…» Так что же можно предложить родителям для начала обучения чтению ребенка?
Во-первых, познакомить малыша со звуками. Чтение очень сложный процесс. Начинается он с восприятия данных слова. Надо «опознать» букву в тексте по элементам написания и вспомнить, как она «звучит». Поэтому до того, как вы познакомите с буквой, с элементами, из которых буква состоит, необходимо познакомить ребенка со звуками, научить соотносить написание буквы со звуком.
Необходимо развить у ребенка фонематический слух. Предложите малышу забавную игру: со звуками «ма» начинаются… «малина», «машина», «маяк», «Матвей», «малыш»… Придумывайте слова со звуком «ма» в начале слова вместе. Пусть ребенок играет вместе с вами и учится слышать звуки в словах. Закончились слова на «ма», ищите слова на «до». Используйте твердые звуки в начале своей игры и обучения ребенка. Твердые звуки лучше распознаются малышами. Ребенку проще их услышать и понять.
Когда у ребенка больше не вызывает сложностей данная игра, можно ее усложнить: сместите звук «ма» в центр слова («лиман») или в конец («панама»).
Вторым этапом будет разделение слога «ма» на составные части. Научите ребенка слышать «м» и «а» по отдельности. Предложите малышу придумать, с кем еще можно соединить звук «м» («мишка», «мука»).
И только после этого стоит показать ребенку написание буквы «М», объяснив ему, что это секретный код, которым пользуются только взрослые люди, когда хотят передать друг другу важную информацию.
После буквы «м» настанет очередь букв «а» и «о». Они отлично могут «подружиться» с буквой «м», тем более вы уже придумали столько слов, где эти буквы стоять рядом, образовывая звук «ма» и звук «мо».
Дайте ребенку вволю поэкспериментировать. Пусть он ставит эти три буквы в любом порядке. Пусть собирает их них новые звуки. Этот тоже конструктор лего, только в чуть иной форме. Позвольте ребенку «достраивать» слова неизвестными пока ему шифрами букв. Дайте ему возможность раскрасить эти буквы. Пусть «М» станет модницей с голубым бантом или рыцарем в сияющих доспехах. Наигравшись с этими буквами, малыш запомнит их навсегда. Он больше не станет их путать и забывать.
Затем можно показать ребенка букву «с» и так далее постепенно расширяя его представления о шифре букв и звуков.
- Ой, зачем так долго? Можно же за неделю весь алфавит выучить! – часто сетуют родители.
Наверное, можно. Наверное, можно и быстрее. Но тут как с клеем, если выписано, что выдерживать под прессом сутки, то стоит прислушаться к инструкции, хотя и через 5 минут вроде бы все склеилось. Сейчас склеилась, а при нагрузке на деталь, она развалится по месту соединения. Так и сознание ребенка. Оно должно «склеить» фонетику буквы и ее отображение. А еще важнее научить различат эту фонетику в слове. Без этого невозможно добиться успеха в обучении русскому языку, а затем и английскому, потому что любой язык состоит из фонем, которые надо уметь слышать и находить.
Так что не стоит спешить на начальных этапах. Важно заложить качественный фундамент, а не строить небоскребы на сыпучем песке.
Автор Гаврилина Екатерина
Фото из свободных источников
Что советуют нейрохирурги для развития мозга ребенка
Развод … Кто виноват и что делать
Ремонтируем модные вещи - приобщаемся к устойчивой моде
Почему мы хотим покупать новые вещи?
О важности разумного потребления
Несколько шагов к устойчивому будущему
Как вредят окружающей среде вещи,которые вы используете каждый день
Когда ребенку нужна своя комната