В настоящее время все чаще и чаще приходится сталкиваться с детьми и их родителями, которые испытывают сложности в речевом общении. Не стоит думать, что это "не про моего ребенка"… К сожалению, последние годы все чаще и чаще это становится общей проблемой.
Последнее десятилетие, а может быть и более, все больше и больше появляется детей с речевыми нарушениями, то многие педиатры (особенно «свежие») относятся недостаточно внимательно к этой проблеме. Более того, многие психологи к детских поликлиниках не хотят придавать этой проблеме должного внимания. Все это приводит к тому, что теряется самое драгоценное: время. Очень часто можно услышать от тех же психиатров: «ждите 3-х лет». Нельзя ждать! И нельзя верить новой мантре: «сейчас все дети начинают поздно говорить!». К сожалению, все чаще и чаще приходится сталкиваться с родителями, которые поверили и ждали магических трех лет. Поверьте! Магии не бывает. И ночью к вашему ребенку не прилетит волшебная фея. Она не коснется его волшебной палочкой. И утром в день своего трехлетия ребенок не заговорит. Тот же психиатр, который советовал вам ждать 3 лет, скажет: «а где вы раньше были?»
Не менее популярным мифом является: вот пойдет в сад, тогда и заговорит. Сейчас, мол, ему не смысла говорить. А вот когда вокруг него будут посторонние чужие люди, тогда-то у него возникнет потребность, и он начнет говорить. Сад, новая обстановка – это стресс для ребенка. Кто-то в стрессовой ситуации дает скачет в развитии за счет внутренних ресурсов организма, а кто-то не в силах пережить этот стресс. У таких детей случает даже регресс в развитии. И уже точно не стоит ожидать, что он чудесным образом начнет говорить. Если речь не сформирована, не запущена к моменту похода в сад, то она в большинстве своим и не будет запущена. У минимального количество детей стресс и новая обстановка приводят к развитию. Чаще отмечается обратное.
Что же делать? А первую очередь понять причину: почему ребенок не говорит. Не редко родители занимают позицию страуса. Они не хотят знать правды. Они боятся узнать, что их ребенок не соответствует нормам развития, что он не такой, как сын подружки. Но нельзя спрятаться от мира. Мир все равно будет существовать. Поэтому надо самому внимательно и пристально наблюдать за своим ребенком. И если даже ему нет трех лет, но речь не появляется (естественно, говорим сейчас не о младенцах до года, но и там должно быть гуление по возрасту, звукоподражание), стоит искать причину.
Причин может быть очень много. И далеко не всегда они связаны с повреждением с мозга, как это часто преподносится. Например, не менее частой проблемой является гипотонус или гипертонус мышц речевого аппарата. Еще причиной может быть дефект строения речевого аппарата. Понятно, что в этих случаях не волшебные 3 года, ни сад не помогут решить проблему речи. А вот упустить время можно.
Дело в том, что речь, когда ребенок начинает ее активно использовать, стимулирует развитие отделов головного мозга. Соответственно, нет речи, нет развития мозга. То есть при несвоевременном появлении речи появляется отставание в развитие мозга. Не бывает так, что не развиваются только избранные отделы мозга. Поэтому отсутствие речи тормозит общее развитие мозга, а, значит, развитие ребенка в общем.
Многие родители искренне верят, что «развивающие игрушки» обязательно позволят его ребенку заговорить. Нет! Игрушки это всего лишь игрушки. И никакой магический кот даже за ненормальные деньги не станет волшебным: ребенок не заговорит с ним. Так что же делать?
Во-первых, понять, что каждый ребенок индивидуальный. И если он болтает в 10 месяцев, то это нормально. Как и то, что другой молчит до полутора лет. Но есть общие моменты, которые должны быть у каждого ребенка.
Она должна появится в крайнем случае к 2 месяцам. Это крайний срок. Если улыбки нет, то, скорее всего, речь идет о повреждении мозга и тут нужна серьезная коррекция. Ребенок не должен улыбаться всем подряд. Но он должен научиться узнавать главное человека и управлять мышцами, которые потом ему понадобятся для речи.
Ребенок должен заниматься словоподражанием. Если ребенок молчит, это причина очень сильно начать волноваться к 9-10 месяцам. Что-то не в порядке! Но что именно сказать вам смогут только специалисты при детальном обследовании.
При появлении речи или ее предпосылок стоит обратить внимание на то, понимает ребенок обращённую речь и пытается ли повторять. Важно не просто добиться появления речи, а именно появление мотивированной осознанной речи. Не так страшно, когда ребенок не говорит, как когда не понимает.
При появлении «слов» стоит обратить внимание на сами слова. Все мы знаем, что первое слово у малыша – это «мама». Это не просто звукоряд или отношение к любимому взрослому. Это показатель нормального речевого развития. У детей, имеющих проблемы с речевым аппаратом, чаще всего первым словом становится «папа» или «баба». И тут дело не в ревности. А исключительно в развитии. Слово «мама» в плане произношение более сложное, чем «папа». Поэтому для детей с нарушениями в формировании речевого аппарата слово «папа» проще. И причин гордиться папам тут нет никаких. Зато есть повод показать такого младенца логопеду, занимающему с детьми раннего возраста. Вероятно, что он как раз диагностирует нарушение развития речевого аппарата, что приведет в дальнейшем к отставанию в развитии речи.
Запомните, чем раньше начать заниматься проблемой, тем проще ее устранить.
Автор Екатерина Гаврилина
Изображение ru.freepik.com
Что советуют нейрохирурги для развития мозга ребенка
Развод … Кто виноват и что делать
Ремонтируем модные вещи - приобщаемся к устойчивой моде
Почему мы хотим покупать новые вещи?
О важности разумного потребления
Несколько шагов к устойчивому будущему
Как вредят окружающей среде вещи,которые вы используете каждый день
Когда ребенку нужна своя комната