Речевая память

16.10.2024
Речевая память

Сегодня хотелось бы рассказать о такой необходимой вещи, как речевая память. Под речевой памятью понимается хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, слов, предложений и даже целых рассказов. Хорошая речевая память является залогом успешного обучения ребенка, его уверенности, мотивированности, в конечном счете успешности. Согласитесь, что сложно стать успешным человеком, если все с начала обучения смотрят на тебя уничижительно и относятся, как браку. Думаете, что ребенок не понимает, почему учитель тяжело вздыхает, слушая его невнятное бормотание под хихиканье одноклассников? И дело тут не том, что учитель плохой, дети плохие, программа плохая. Дело все куда проще и сложнее: ребенок банально не может воспроизвести услышанное, а подготовка уроков, особенно устных, превращается в домашний ежевечерний треш.

Так почему так важна речевая память? Только для того, чтобы учитель не вздыхал? Вовсе нет. Дело в том, что большую часть информации маленький человек воспринимает на слух. А как еще он ее может получить, если навыком чтения он еще не обладает в достаточной мере? Именно на слух он получает информацию о том, что Красная Шапочка пошла к бабушке, что сейчас на улице осень…

К сожалению, современные малыши много времени проводят за просмотром мультиков. Вот же решение! Пусть он увидит все и запомнит. Но увы! – это не работает. В большинстве своем ребенку все-таки приходится слышать и запоминать услышанное. В мультиках, кстати, тоже говорят. И в мультиках для детей говорят достаточно много. Та же Красная Шапочка не однажды вступит в диалог с Волком.

К тому же не стоит забывать, что мозг человека закладывался природой в далекие века, столетиями оттачивался, адаптировался, развивался и формировался. И мультиков тогда не было. Зато были бабушки, которые рассказывали сказки. Поэтому развитие нашего мозга заложено таким образом самой природой, что основой является слух на первых этапах. Ребенку от рождения и лет до десяти важно развивать слухоречевую память, учиться и оттачивать умение слушать и слышать. А вот просмотр мультиков, даже с маркировкой «развивающие» несет больше вреда, чем пользы.

Что же делать?

Выключить мультфильмы. Совсем. Чтобы даже «для фона» их не было. Этот фон превращается в слуховой шум, который забивает основной канал получения информации ребенка, канал, на который настроен мозг, на который ориентируется все развитие маленького человека. Это шум приводит к тому, что он забивает основную информацию, не давая ей усвоиться. А еще он опасен тем, что ребенок учиться не пользовать базовым каналом для получения информации, а банально учится пропускать ее мимо ушей. Научиться вычленять важное из большого объема – задача более сложная, она просто не под силу крохе лет пяти. Поэтому мозг защищается иначе – он учится игнорировать шум. А потом всякий раз в момент усталости или снижения активности, мозг будет включать защитную функцию: не слышать.
Многие родители грешат тем, что свято верят в прогрессивные методики улучшения слуховой памяти. Чаще всего эти методики направлены на запоминания случайных слов. С одной стороны, это тренировка мозга на выстраивания логических цепочек. Но это ли надо ученику первого класса, чтобы запомнить параграф? Ему надо ПОНЯТЬ смысл параграфа и только потом запомнить ВЕСЬ основной текст. Поможет ему понять умение запоминать случайные слова? Нет.

А что же тогда поможет? Банальное: умение слушать и слышать. Но как же можно это научить делать ребенка? Опять-таки банально: разговаривая с ним, рассказывая ему, ведя диалог. Речь родителя должна быть не просто лекцией о том, что, например, наступила осень. А именно диалогом. Предложите ребенку посмотреть вокруг и понять, что изменилось по сравнению с летом. Вспомните, какие были листья. А какими они стали? Что потом произойдет с листьями? А что происходит с птицами? Куда пропали ласточки? А потом можно спросить: так что же такое осень? Что изменилось? Что нам показывает, что наступила осень? А потом через пару дней вспомните о разговоре про осень. Что сумеет вспомнить о нем ваш ребёнок?
Именно так, в активном диалоге, развивает память ребенка. Именно так тренируется мозг, готовится к будущему обучению в школе. Не стоит забывать, что всю начальную школу всю основную информацию ребенок будет воспринимать на слух. Да и к старшей школе доля получаемой на слух информации будет оставаться существенно.

Автор Екатерина Гаврилина

Изображение сгенерировано нейросетью


Другие статьи по этой теме

Возврат к списку




×
Вход на сайт