Связь театра и математики

18.08.2024
Связь театра и математики

Сегодня мы расскажем о театре и его роли в развитии… математических способностей ребенка. Да, именно так. Театр и математика связаны между собой точно также, как живопись и математика, как музыка и математика. И это не шутка.

Театр позволяет ребенку визуализировать события, выстроить логическую цепочку, дождаться завершения представления и узнать, что же все-таки случилось с главными героями. Без всего этого в математике делать нечего. При решении задач, особенно на построение в геометрии, необходимо сначала представить визуализировать для себя эту задачу. Суметь построить логическую цепочку решения. Набраться сил и терпения, чтобы пройти по этой цепочке, не потеряв ее, не перепрыгнув через звено.

И, естественно, что театр – это развитие воображения, эмоциональной сферы. Театр - это про умение фантазировать, мечтать, думать, строить логические цепочки. Поэтому желательно научить и приучить ребенка посещать театр с раненого возраста. И вот тут-то многие родители совершают ошибки, которые потом позволяют им утверждать: мой ребенок не любит театр. Так как же правильно и когда начинать приобщать ребенка к искусству?

Во-первых, надо всегда учитывать возраст и темперамент ребенка и соотносить это с постановкой, на которую идем. Специалисты по развитию сходятся в одном: начинать надо не раньше, чем ребенок будет понимать обращенную речь и адекватно реагировать на нее. Кто-то готов в три года, кто-то к пяти годам. Но пока ребенок не понимает, что ему говорят развернутыми предложениями, нет смысл вести его на представление. И даже если это балет, требование понимание речи сохраняется. В большинстве своем дети речь, выраженную в танце, понимают хуже, чем звуковую.

В настоящее время уже стали доступны театры, специализирующие на интерактивных постановках. В их спектаклях дети не просто зрители, они активно включены в саму постановку. Например, во время спектакля про приключения Иван-царевича дети, приходят вместе с ним к Бабе-Яге, они варят для нее суп из железных болтов, размешивая их в котле. Вместе с Иван- царевичем они «пробираются» через густой лес.

Естественно, такие представления хороши для самых маленьких или для первого знакомства с театром. Чем старше становится ребенок, тем более классическим становится театр для него.

Во-вторых, театр должен быть понятен ребенку. Иначе можно получить обратный эффект. Зритель не получит положительных эмоций, а скорее будет напуган. Можно спровоцировать у ребенка эмоциональный срыв, просто приведя не подготовленного малыша на представление. Что делать, чтобы посещение прошло успешно? Говорить с ребенком. Заранее рассказать ему о том, куда вы идете, что будете смотреть. Человеку нравится всегда то, что понятно. Непонятное притягивает только в самом начале и то не всех. Чаще пугает. Вам хочется напугать своего малыша? Нет? Тогда говорите с ним. Прочитайте ту сказку, которую хотите посмотреть.

Старайтесь для первых походов выбирать то, что ребенку уже известно, сюжет истории ясен. И, естественно, стремитесь выбирать представления одно актовые. Даже младшему школьнику сложно высидеть два урока без перерыва, а дошкольнику? А малышу? 30-40 минут представления для первых походов бывает достаточно. Кстати, сейчас предлагается достаточное число представлений в планетарии, ограниченных 30 минутами и ориентированных как раз на самых маленьких.

К тому не стоит забывать, что сам театр с его фойе, гардеробом, атмосферой – это уже эмоциональная нагрузка на ребенка. Не стоит забывать, что эмоциональные перегрузки приводят к резкому падению иммунитета, поэтому с целью сохранения эмоционального и физического здоровья все-таки стоит поберечь малыша.

По мере взросления ребенка стоит увеличивать длительность спектаклей. Можно экспериментировать с видом представлений, тем более что в настоящее время существует огромное множество вариантов, начиная от классического спектакля и заканчивая песочными представлениями под классическую музыку. Безусловно, невозможно добиться того, чтобы абсолютно все нравилось ребенку. Что-то окажется отторгнутым, что-то, наоборот, сумеет заворожить. Но не попробовав, никогда не узнаешь: а интересно это или нет.

В-третьих, чтобы закрепить эффект представления, пожалуйста, найдите время и силы обсудить с ребенком все, что вы видели, что чувствовали. Проговорите со своим любимым сыном или любой дочерью, что поразило, испугало, заставило ликовать ее. А что вас? Кто из героев понравился, а кто нет? А почему?

Хотите помочь своему ребенку в освоении математики? Проговорите с ним о том, что колобок катился вдоль сцены, что птица спустилась сверху вниз, что медведь выскочил из-за куста. Обсудите, что было выше, что ниже, почему ребенок так решил. А потом спросите его: А что было дальше? Что случилось после того, как опустился занавес? Как дальше жили Иван-царевич и Василиса Прекрасная? Куда убежала лиса, съев колобка, и что там делала? Что сделали дед с бабкой, вытянув репку?

Пусть у ребенка появится возможность придумать самому продолжение истории. Вы увидите, как талантлив и необычен ваш ребенок, насколько смелой и неожиданной может быть его фантазия. Да зачем это нужно? – стандартный вопрос. Затем, что сейчас он придумает, как будет выглядеть малыш, родившийся у Иван-царевича и Василисы Прекрасной, а через 10 лет он сможет придумать, как выглядит окружность, вписанная в треугольник. А вот уже без этого чертежа задача по геометрии просто не решится.

Вот так, потихоньку приучая малыша к прекрасному, родители могут не только расширять его горизонты, но и закладывать фундамент успешности в учебе, готовя воображение, сознание ребенка, а без должной подготовки ни один учитель не в состоянии научить решать геометрические задачи. И даже репетитор (а хотите ли вы тратить деньги на репетитора?) будет медленно и с трудом сначала формировать этот самый фундамент, который легко закладывается в 3-6 лет, а потом по кирпичикам медленно и тяжело возводить здание знания.


Автор Екатерина Гаврилина

Изображение сгенерировано нейросетью


Другие статьи по этой теме

Возврат к списку




×
Вход на сайт